"Чтобы стать великим, надо прежде стать одиноким"
Назип Хамитов
Образ Христа
так далек от нас, современных людей, что даже читая Евангелие мы с трудом продираемся сквозь штампы своего и чужого производства. А ведь Христос, между прочим, был еще и Человеком. Конечно, богочеловеком, но все-таки! И как все мы, он страдал, радовался, иногда смотрел на облака и изредка пил вино. Его жизнь до тридцати трех лет покрыта тайной, о ней мало что известно и мы редко задумываемся о том, как жилось Ему до известных событий. Естественно, Он был ребенком и юношей, общался со сверстниками и, наверное, помогал своему отцу Иосифу-плотнику строгать и пилить. И вероятно, с самого начала Он был очень одинок. Но одиночество его ничуть не страшно, не холодно - оно просто есть, оно - данность. Ведь как иначе мог чувствовать себя Он? Как иначе могла складываться жизнь Его? Как иначе Он мог постичь Свое предназначение, если не в уединенной молитве?
Одиночество Христа - светлое и величественное.
Его одиночество заслуживает благоговения и изучения: как Он умел так жить? Почему Он не страдал от одиночества? Ведь с самого детства (по крайней мере с 12 лет точно) - Он знал о своем предназначении, знал, что Он не просто человек, знал, что Он не может жить как все. В Евангелии мы видим его чаще всего в толпе, среди людей. Однако всегда чувствуется расстояние между ним и толпой. Его отстранённость чувствовалась всегда: и когда он с друзьями - учениками плыл в лодке, и когда с ними же путешествовал из одного города в другой, и когда произносил Нагорную проповедь. Но никогда в этом одиночестве не проскальзывает покинутость, дискомфорт, боль. Одиночество Святого - это высшая форма одиночества. Это одиночество ради великой цели. И потому это даже уже не одиночество - это свобода - великая победа над одиночеством в узком, "мирском" его понимании. Одиночество святого не приносит ему боли, напротив: оно - воздух, которым он дышит. Тогда почему евангелисты написали, что однажды Он воспротивился своему одиночеству? Лишь один раз, там, в
Гефсиманском саду.
Приближался час, когда за Ним должны были прийти. Должно было исполнится Его предназначение: мучения, "страсти", смерть. И будучи не только Богом, но и Человеком, ему стало страшно. И Он плакал, молил своего Отца "пронести Чашу сию мимо". Именно в эту ночь он просил учеников своих побыть с Ним: "Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со мною?" (Евангелие от Матфея, 26:38) В эту ночь, когда "пришли за Ним и взяли ЕГО" несколько раз Иисус просил учеников побыть с ним, но странным образом они не выдерживали и засыпали… Для чего это все случилось? И если уж случилось, отчего евангелисты не скрыли от других свой позор, свою трусость, страх? Ведь только они знали об этом, могли бы просто умолчать этот факт в своих писаниях. На самом деле этот эпизод имеет огромное значение. Богословы имеют объяснения на этот счет, но в рамках моей статьи их разъяснения выглядели бы странно. (Желающих отсылаю к бл. Феофилакту Болгарскому, в очень доступной форме толковавшему все четыре Евангелия). Кратко же можно объяснить так: ученики в тот момент были просто людьми - еще не апостолами, в которых вселился Святой Дух. А просто люди могут иметь слабую волю - и Господь им это прощает. И мы, прочитав это место, теперь тоже можем надеяться, что если проявим свою слабость, нас простят… А если кто-то проявит слабость по отношению к нам - как же нам не простить предавшего, если сам Христос простил не только заснувших учеников своих, не только трижды отрекшегося Петра, усомнившегося Фому, но даже Иуду Искариота? Вот для чего Христос дал нам этот урок, в котором только на первый взгляд "Христу стало одиноко"…
"Распятый непониманием людей"…
Стоит отметить, что видимая трагедия Христа (позорная казнь, ибо таким образом в тех местах казнили только преступников; толпа, неделю назад постилавшая перед ним пальмовые ветви - а ныне кричащая "распни, распни его!"; бегство врассыпную учеников, до последнего дня клявшихся в верности учителю) - вся эта видимая часть айсберга кажется трагедией только нашему приземленному разуму. Да, он называл себя Царем Иудейским, и ученики всерьез мечтали, как Он займет трон царя а они сядут рядом… И вдруг Он - в багрянице, терновом венце, тащит на себе неподъемный крест для собственной казни… Конечно, это было смятение, страх, ужас, крах для учеников. Он пришел, чтобы спасти Мир, но Мир не принял Его… Но в духовном плане это было огромной победой: Воскресение Христа - победа над смертью для всех нас. Его добровольная жертва - залог нашего спасения. Его жизнь, учение - основа великой Церкви, которую "И врата адовы не одолеют". Его одиночество - удивительный и прекрасный феномен, который никогда не будет изучен до конца, как и сама Церковь - "тайна сия велика есть". Нам остается только восхищаться этой тайной и ждать вечера страстной субботы, чтобы увидеть чудесное появление Божественного огня на Гробе Господнем и услышать радостную новость: "Христос воскресе!"